Итак, вы наняли отдельного UX дизайнера или просто дизайнера, но чтобы он провёл вам UX аналитику.
Как вы его выбирали — это отдельная тема, но прямо сейчас у вас в голове вопрос: “Как принимать результат его работы?”.
Прежде всего надо понимать одну вещь: обычный дизайнер в одиночку не сможет ГРАМОТНО и БЫСТРО провести custdev-интервью, опрос, SWOT-анализ, составить персоны, собрать CJM, вывести ключевой функционал по JTBD, сделать из всего этого корректные выводы и разработать в итоге интерактивные прототипы для проверки маршрутов.
Во-первых, дизайнер должен это всё знать и понимать когда что применять. Если вам сказали, чтоб это всё легко и просто, проверьте ещё раз его опыт. Должны были остаться следы от предыдущих проектов.
Во-вторых, это всё занимает уйму времени. Если вам пообещали сделать это за неделю, скорее всего человек делает это впервые.
Если вы сами не в курсе что это всё значит, давайте разбираться.
CustDev или Customer Development
Это отдельная большая методология со своими правилами и терминами. Применительно к навыкам дизайнера, это – по сути, интервью с потенциальными клиентами заказчика.
Далеко не во всех отраслях и не во всех проектах UX дизайнер сможет такое провернуть. Поэтому чаще всего кастдевом занимаются специально обученые люди – аналитики и продажники. Дизайнеру обычно выдают уже конечный обработанный результат.
Но если у вас есть возможность состыковать дизайнера с аналитиками, состыкуйте — пусть задаст несколько уточняющих вопросов. А они точно будут.
Опрос
UX дизайнер может сам разработать опросную форму (есть специальные сервисы или хотя бы ГуглФормы). Далее есть два варианта: выбрать фокусную группу из числа потенциальных клиентов (или уже существующих) и поработать с ними.
Либо обратиться в специальные сервисы, где занимаются пользовательскиим тестированием. Там можно задать параметры выборки респондентов, составить задание, назначить сроки и собирать результаты.
Таким образом, правда, можно собрать только количественные данные. Потому что для качественных данных нужна постоянная аудитория продукта и подготовка в аналитике такой информации.
SWOT-анализ или анализ конкурентов
Наиболее понятная, пожалуй, часть аналитики. Её много кто предлагает в первую очередь. Берём прямых конкурентов, косвенных конкурентов и лидеров рынка. И проверяем их продукты по четырём параметрам:
- Сильные стороны продукта
- Слабые стороны продукта
- Возможности внешней среды
- Угрозы внешней среды
Часто упоминается, что все данные берутся из открытых источников.
В итоге, UX дизайнер должен дать таблицу/схему с расписанными данными. То есть, по-хорошему, должен обойти продукты конкурентов, поискать отзывы, сравнить решения, приложить опыт. Часто дизайнер не может аргументированно объяснить плюсы-минусы, ему просто так кажется.
Персоны
Известная методология при ориентации стратегии продукта на конечного покупателя. Дизайнер совместно с вами составляет портреты ваших клиентов. Возраст, род занятий, цели, стремления, мотивации, проблемы и способы решения.
Исходя из трёх последних пунктов, UX дизайнер должен предложить варианты решения проблем клиента с помощью вашего продукта.
JTBD или Jobs To Be Done
Противоположный подход к анализу продукта. Когда во главу угла ставится не клиент, а способность вашего продукта решить задачу клиента.
Под задачей понимается не текущая проблема клиента, а состояние, которого он хочет достичь. То есть, я занимаюсь фитнесом не потому, что мне нравится фитнес. А потому, что я хочу быть сильным и красивым.
Часто аспекты делят на два вида: фукнциональные и эмоциональные.
Задача UX дизайнера — определить эти состояния клиентов и связать с ними функции вашего продукта.
CJM или Customer Journey Map или Путь
Выстраивается большая схема взаимодействия ваших клиентов с вами. Позволяет отвязаться от конкретного продукта и посмотреть на то, как клиент решает свои задачи в принципе.
Надо понимать, что даже хороший UX дизайнер не сможет составить вам нелинейную карту с данными воронок и метрик. Это чудовищный объём работ, которым должны заниматься продажники.
Если коротко
Персоны отвечают за человека и его потребности.
JTBD отвечает за ключевые потребности и выбор способа решения.
CJM отвечает за шаги решения потребностей и отказы.
Прототипы
В конце концов, UX дизайнер собирает все полученные данные и выводы в прототипы. Прототипы — это чёрно-белые низкоуровневые эскизы ключевых экранов. “Низкоуровневые” — означает без проработанных картинок и текстов. На все элементы ставятся графические заглушки. Однако, важно, чтобы размеры элементов были максимально близки к финальным.
Бывают и более детальные прототипы. С картинками и текстами, с конкретными полями в формах. Но это занимает больше времени. Степень детализации имеет смысл обговорить с дизайнером заранее.
Дальше, дизайнер собирает прототипы экранов в интерактивный прототип. Да, другого названия ещё не придумали. Задача этого этапа — проверить вживую маршруты пользователей. Самостоятельно или на специальных сервисах.
По итогу
Исходя из всего вышеописанного, вам надо:
- Решить какие методы вам нужнее с учётом сроков и бюджета
- Понимает ли нанятый вами UX дизайнер всё это
- Достаточно ли много он задал вам вопросов на старте
Надеюсь, теперь вам стало понятнее куда смотреть при оценке результатов работы UX-специалиста.
Лично я занимаюсь UX проектированием (SWOT, персоны, JTBD) и UI-дизайном для бизнеса — SaaS, CRM/ERP, дашборды, кабинеты и мобильные приложения.